Сегодня Интернет является одним из самых эффективных и перспективных каналов сбыта для большинства коммерческих организаций, работающих на розничном и корпоративном рынках. Для реализации этого канала сбыта, компании создают один или несколько сайтов. Что касается эффективности использования этих ресурсов, то здесь не все так просто. Сайт может быть красивым и на первый взгляд удобным, но уступать своим конкурентам по объективным показателям: трафик, конверсия, позиции в поисковых системах. Для того, чтобы получить реальную картину и сформировать оптимальную стратегию продвижения в сети Интернет, прежде чем вкладывать большие средства в развитие сайта, рекомендуется провести профессиональный аудит интернет-ресурсов организации.
Аудит веб-сайта — это комплексный анализ сайта коммерческой организации, направленный на повышение эффективности управления интернет ресурсами компании. Основные задачи аудита — выявлять скрытые недостатки сайта, которые препятствуют продвижению веб-ресурса в поисковых системах, делают сайт не удобным для пользователей и, как результат, снижают конверсию и эффективность сайта как инструмента продвижения товаров и услуг.
Таких ошибок, как показывает практика, бывает достаточно много. При этом далеко не всегда они являются следствием некачественной разработки ресурса. Часть недостатков можно выявить только в процессе эксплуатации сайта наблюдая поведение аудитории. Только после запуска проекта можно оценить, насколько работа сайта соответствует первоначальным целям владельца. Компания «Клевер» оказывает услугу «Аудит интернет-сайта», которая позволяет оценить практическую эффективность ресурса для развития бизнеса клиента и сформулировать рекомендации по исправлению ошибок и дальнейшему развитию сайта.
Из чего состоит аудит сайта
В зависимости от задачи, которую ставит перед нами заказчик, аудит сайта может быть как относительно простым, так и углубленным. Основные параметры, которые мы подвергаем анализу в ходе аудита — это:
- технические аспекты работы сайта;
- факторы, влияющие на ранжирование в поисковых системах;
- юзабилити и дизайн;
- коммерческая эффективность сайта.
Безусловно, подобная структура является достаточно гибкой, поскольку все указанные факторы так или иначе взаимосвязаны. К примеру, сложно говорить об удобстве сайта для пользователей при наличии большого числа технических ошибок. Равно как не может сайт быть коммерчески успешным без достаточного трафика из поисковых систем.
Именно поэтому качественный аудит должен содержать не только перечень конкретных рекомендаций, но и общие выводы, логически вытекающие из частных замечаний. С их помощью владелец ресурса сможет скорректировать стратегию развития и продвижения проекта.
Теперь поговорим о том, что включает в себя каждый из приведенных нами пунктов.
Технический аудит сайта
На этом этапе проверяется правильность отображения страниц и различных модулей сайта, а также взаимодействие ресурса с поисковыми роботами и хостом. Основное внимание, как правило, уделяется следующим критериям:
- корректность работы страниц в разных браузерах;
- скорость загрузки сайта;
- работа форм обратной связи и тому подобных инструментов;
- наличие ошибок в коде HTML, CSS, JavaScript;
- проверка ответов сервера (ошибка «404» и другие);
- проверка файла дополнительной конфигурации .htaccess;
- индексация страниц в различных поисковых системах;
- содержание файла robots.txt (указания для поисковых роботов);
- поиск технических дублей страниц, проверка их запрета на индексацию;
- проверка редиректов для разделов и страниц сайта;
- наличие на сайте вредоносного кода, вирусов.
Это только перечень наиболее важных параметров, которым нужно уделить внимание в ходе технического аудита. Фактически мы проверяем гораздо больше аспектов.
Поисковой аудит сайта
Поисковый аудит сайта представляет собой оценку факторов, влияющих на позиции страниц в выдаче поисковых систем. Из-за того, что доподлинно алгоритмы ранжирования известны только их разработчикам, при проведении подобного анализа исполнитель полагается в основном на собственный практический опыт. Именно поэтому качественный поисковый аудит незнакомому с этой сферой человеку провести практически невозможно.
Поисковое продвижение сайтов — одно из главных направлений деятельности компании «Клевер». Наши знания в этой сфере позволяют давать полноценную экспертную оценку текущего состояния сайта и предлагать эффективные меры для его SEO-оптимизации.
Приблизительный список мероприятий, которые мы выполняем на данном этапе аудита сайта, выглядит так:
- сбор основных статистических показателей — возраст домена, ТИЦ и PR сайта, посещаемость, текущие позиции в выдаче;
- анализ семантического ядра на охват аудитории и актуальность;
- оценка текстового контента — уникальность текстов, их соответствие целевым запросам, читабельность, логическая структура (подзаголовки, списки, расстановка смысловых акцентов), наличие орфографических ошибок;
- анализ внешней ссылочной массы — количество и качество ссылок на сайт с других ресурсов;
- характеристика внутренних ссылок — определение качества внутренней линковки с точки зрения удобства пользователей и оценки поисковыми системами;
- аудит сниппетов (кратких описаний страниц в интерфейсе поисковых систем);
- работа с ошибками в панелях веб-мастера Яндекс и Google.
Также при проведении поискового аудита мы проводим сравнительный анализ сайтов конкурентов, что зачастую бывает весьма эффективно.
Аудит юзабилити и дизайна сайта
Восприятие дизайна и понимание удобства сайта — субъективные категории. Поэтому в их оценке аудитор отталкивается от объективных статистических показателей. Ключевой из них — конверсия посещений в совершения целевого действия (звонок, заявка, покупка и т.д.). Для коммерческих сайтов это, по большому счету, единственный по-настоящему важный критерий.
На поведенческие факторы влияют:
- архитектура сайта (главное меню, разделы, подразделы, страницы, «глубина сайта»);
- удобство навигации (интуитивно понятный интерфейс);
- графика (изображения, видео, фото);
- релевантность (соответствие) страниц поисковым запросам;
- удобство форм оставления заявки или совершения платежа, раздела «Контакты».
Рекомендации, которые компания «Клевер» дает в этом разделе, представляют собой обоснованные предположения, которые с большой долей вероятности приведут к положительному эффекту. Все они основаны на опыте обслуживания большого количества сайтов самых разных тематик, а потому проверены практикой.
Аудит коммерческой эффективности сайта
Это важнейший и самый трудный этап аудита. Ведь если владелец заказывает аудит сайта, это значит, что ресурс не приносит ожидаемую прибыль. По сути, аудит сайта направлен на поиск ответа на вопрос, почему так происходит.
В большинстве случаев какой-то одной универсальной причины не существует. Можно говорить лишь о совокупности более и менее критических факторов, снижающих продающую способность сайта.
На основании технического и поискового аудита, анализа поведенческих факторов и доступной статистики мы предлагаем клиенту серию выводов о качестве его сайта и мероприятий для его улучшения. При строгом соблюдении рекомендаций специалистов компании «Клевер», полученных в результате аудита, Заказчик может быть уверен, что основные показатели сайта начнут улучшаться и через определенный срок сайт компании опередит конкурентов по объективным параметрам. Это конечно не означает, что после аудита, исправления ошибок и оптимизации сайта ресурсом можно не заниматься. Сайтом нужно заниматься постоянно. Просто этот процесс переходит в другой режим. Дело в том, что алгоритмы поисковых систем, таких как Яндекс и Google, постоянно меняются. Кроме того, изменяется поведение пользователей сети Интернет. Все эти изменения нужно постоянно отслеживать и корректировать содержание и структуру сайта. Кроме того, для полного успеха сайта, требуется активное участие сотрудников Заказчика в процессе наполнения сайта полезной информацией об услугах и товарах. Для заполнения сайта контентом рекомендуется привлекать самых профессиональных сотрудников Заказчика. Тогда посетители сайта по достоинству оценят не только дизайн и юзабилити сайта, но и уровень знаний специалистов компании.